Экспорт нефти, составляют основу экономики многих стран. Так, Саудовская Аравия является крупнейшим производителем и экспортером нефти. Страна располагает 25 % мировых запасов этого ресурса. Контроль над месторождениями нефти и газа принадлежит государственной компании Saudi Aramco (крупнейшей нефтяной компании в мире). Экспорт нефти даёт 90 % экспортных доходов страны, 75 % бюджетных поступлений и 45 % ВВП. В 2005 доля Саудовской Аравии в мировых поставках нефти составила 10,9% (в 2004 - 10,4%). Основными потребителями аравийской нефти являются страны Восточной Азии (46,1%) и США (18,6%).
Крупнейшие страны в мире, осуществляющие экспорт нефти:
- Саудовская Аравия 9,0 млн. баррелей в день,
- Россия 6,4 млн. баррелей в день
- Норвегия 2,8 млн. баррелей в день
- Иран 2,72 млн. баррелей в день
- Объединенные Арабские Эмираты 2,4 млн. баррелей в день
- Кувейт 2,3 млн. баррелей в день
- Венесуэлла 2,1 млн. баррелей в день
- Алжир 1,8 млн. баррелей в день
- Мексика 1,75 млн. баррелей в день
- Ливия 1,5 млн. баррелей в день
Для сравнения, по оценкам Международного энергетического агентства, ежедневное потребление нефти в мире составляет около 85 млн. баррелей в день, в 2007 году это показатель возрастет до 86,4 млн. баррелей.
Существует ряд способов транспортировки нефти:
Транспортировка нефти по магистральным нефтепроводам
Трубопроводы - наиболее эффективное средство транспортировки нефти
(исключая морские перевозки танкерами). Пропускная способность
нефтепровода диаметром 1200 мм составляет 80-90 млн. т в год при
скорости движения потока нефти 10-12 км/ч.
В России трубопроводный транспорт нефти
является важной подотраслью нефтяной промышленности. На сегодняшний
день сформировалась развитая сеть магистральных нефтепроводов, которая
обеспечивает поставку более 95 % всей добываемой нефти
при средней дальности перекачки 2300 км. В целом вся сеть нефтепроводов
представлена двумя неравными по значимости и условиям управления
группами объектов: внутри-региональными, межобластными и системой
дальних транзитных нефтепроводов.
В России по размеру грузооборота нефтепроводный транспорт в 2,5 раза превзошел железнодорожный в части перевозок нефти и нефтепродуктов.
Танкерный способ транспортировки нефти.
Транспортировка нефти
водным путем обходится дешевле и экономичней других видов
транспортировки, однако из-за географических особенностей нашей страны
используется мало, в основном при перевозки нефти на экспорт, а также по внутренним бассейнам страны (Ленский, Амурский) и северному морскому пути.
Транспортировка нефти по железной дороге
В России на железной дороге основной поток нефти образуется в Западной Сибири и Поволжье. Из Западной Сибири нефть по железной дороге транспортируется на Дальний Восток, Южный Урал и страны центральной Азии. Из Урала нефть везут на Запад, Северный Кавказ и Новороссийск.
|